jnike_07 (jnike_07) wrote,
jnike_07
jnike_07

Categories:

Немой (не мой) укор полякам-русофобам


Фото В.Шлоссберга.

В Ташкенте с 2000-го года функционирует католический костел Святейшего Сердца Иисуса. Храм был освящен Апостольским нунцием в Казахстане и Средней Азии архиепископом Марианом Олесем. По воскресным дням месса ведется в 10 часов — на английском, в 12 — на русском и в 16 — на корейском языках. В костеле есть зал Иоанна Павла II, который, как известно, по национальности был поляком.


Фото В.Шлоссберга.

История костела интересна. В 1875 г. католики прифронтового тогда Туркестана обратились с просьбой к генерал-губернатору К.П.Кауфману о строительстве храма. В 1865 г., когда генерал М.Г.Черняев взял Ташкент, из лиц католического вероисповедания там бывали только заезжие миссионеры да торговцы. Южный форпост империи укреплялся, появилось много военнослужащих-католиков; город также был местом ссылки, а волновались в то время, в основном, в западных губерниях с большим количеством католического населения.


Фото В.Шлоссберга.

К.П.Кауфман был полонофобом и большого энтузиазма по поводу строительства грандиозного храма не выказал, так что католики Ташкента обходились небольшими костелами. По законам того времени часть денег на строительство храмов выделяло государство, а оставшиеся средства восполняли пожертвователи. Ждать начала строительства нового храма католикам пришлось поти сорок лет. В 1912 г. при генерал-губернаторе А.В.Самсонове началось строительство храма из бетона.


Фото Evgen.

Автором первоначального проекта был архитектор Л.Павловский, затем проектом занимался известный польский архитектор Л.Панчакевич. Строительство курировал о.Иустин Бонавентура Пранайтис (1861-1917), с 1902 г. окормлявший католическую паству Туркестана. По его инициативе были построены католические храмы в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Ашхабаде. Его активная миссионерская деятельность, выразившаяся в частности в «совращении в католичество» нескольких чинов Туркестанского гарнизона, вызвала о нем оживленную полицейскую переписку. К строительству ташкенсткого костела он привлекал солдат-католиков, так что даже от офицеров поступали жалобы, что солдаты возвращаются в казармы усталые.


Фото Evgen.

В сентябре-октябре 1913 г. о.Пранайтис, слывший специалистом по иудаизму, талмудизму и каббале, выступил в качестве эксперта в нашумевшем деле Бейлиса и получил всероссийскую известность.


о.Пранайтис присутствует на этом мелковатом фото.

В феврале 1917 г. о.Пранайтис умер в Ташкенте, уже при генерал-губернаторе А.Н.Куропаткине. В вики пишут, что он умер в Петрограде. А что ему там было делать? Тут в Ташкенте костел надо было достраивать. Бог располагает. о.Пранайтис завещал похоронить себя под строящимся костелом, что и было сделано. Однако затем, как известно, грянули шумные политические события, и прах его был перезахоронен на ташкентском Боткинском православном кладбище на католической карте. К сожалению, позднее могила о.Пранайтиса была утрачена в связи с тем, что кладбище оказалось близким к центру быстрорастущего города, места оказались в дефиците, хоронили как попало. На этом кладбище найти старые могилы невозможно. Утеряна также могила высланной в Ташкент поэтессы Е.Дмитриевой (Черубины де Габриак) и бывшей в эвакуации поэтессы В.Меркурьевой.

Следом за о.Пранайтисом умирает архитектор Л.Панчакевич. Дело о.Пранайтиса пытался продолжить о.Болеслав Рутенис, но в изменившейся политической ситуации и ввиду отсутствия пожертвований от прихожан это было невозможно сделать. В 1925 г. недостроенный храм был национализирован и более пятидесяти лет его занимали посторонние организации: общежитие кабельного завода, республиканской акушерской школы, склад медтехники. Затем в судьбу храма при первом секретаре ЦК КПУз Ш.Рашидове вмешалась местная администрация, с 1976 г. его начали ремонтировать, а в 1981 г. он был объявлен архитектурно-историческим памятником Узбекистана и передан министерству культуры. В 1992 г. храм возвратили католическому приходу и началась его полная реставрация под руководством архитектора С.Адамова и инженера А.Пономарева. Через 88 (!) лет проект о.Пранайтиса осуществился. Получилось отлично.


Восставший из руин.

Но вот какая тоскливая параллель напрашивается. В 1912 г. на южных рубежах империи, в Ташкенте, католики начали строительство грандиозного храма. Одновременно, в 1912 г., вблизи западной границы империи, в Варшаве, был освящен Александро-Невский кафедральный собор. Тоже памятник неслабый: архитектор А.Бенуа, мозаики и фрески В.Васнецова, яшмовые колонны, украшавшие алтарь, бьли подарены Николаем II. Получив независимость в 1918 г., фактически на немецких штыках, поляки немедленно же занялись разрушением этого собора.

Православный кафедральный собор в Варшаве стал едва ли не первым в Европе ХХ столетии христианским храмом, стертым с лица земли волею государственной власти. Даже в СССР взрыв храма Христа Спасителя последовал лишь в конце 1931 г. Во II Речи Посполитой, как официально именовалась межвоенная Польша, разрушение православных святынь началось значительно раньше. Вслед за ликвидацией в первые два года существовани независимой Польши около четырехсот православных храмов (1918-1920 гг.) и разрушением варшавского кафедрального собора во всей II Речи Посполитой началось массовое уничтожение православных святынь. Во многих воеводских центрах, в том числе и там, где православные жители являлись коренным населением, были разрушены городские православные соборы. Одновременно с варшавским, в 1924-1925 гг., был уничтожен величественный православный собор во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Литовской площади в г. Люблине - первая епископска кафедра св. Патриарха Тихона. Подобные акции продолжались в течение всего периода существования II Речи Посполитой, достигнув своего апогея в летние месяцы 1938 г. Тогда в июне и июле на Холмщине по требованию “католической общественности” военно-полицейскими силами было уничтожено около 150 сельских православных церквей. Все это происходило в местностях, населенных исключительно православными украинцами, проживавшими здесь многие столетия, окончательно изгнанными отсюда в первые годы после окончания Второй мировой войны в ходе специальной карательной операции “Висла”.

И что характерно — ведь не покаялись.
О судьбе варшавского Александро-Невского кафедрального собора подробно изложено
здесь.

Для уничтожения собора поляки произвели 15000 подрывов. Большевикам было у кого учиться. Да, собственно, и учиться было не надо, среди них полно было поляков и евреев из западных губерний. Пилсудский — это ближайший сосед Дзержинского.

Куда же делись, простите, яшмовые колонны Николая II? Они были использованы в усыпальнице умершего в 1935 г. Пилсудского, похороненного в Кракове.

10 апреля 2010 г. при заходе на посадку в Смоленске разбился самолет президента Польши Л.Качиньского, летевшего с требованиями покаяний от русских за какие-то выдуманные грехи. 18 апреля 2010 г. поляки хоронят чету Качиньских в Кракове. Что читаем?
Гробы Леха и Марии Качиньских были помещены в одну крипту с Юзефом Пилсудским. Т.е. их хоронят под сенью яшмовых колонн Николая II.

Яшмовые колонны-то отдайте.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments