jnike_07 (jnike_07) wrote,
jnike_07
jnike_07

Categories:

О бедном Вильгельме замолвите слово...



Листал каталожик — ложик-ложик-каталожик - сотбиса. Восхищаюсь, конечно, умением аферистов ковать бабки. Рад в этом смысле за наших ненаших вексельбергов.



Как-то сразу кольнуло: Василий Александрович Котарбинский (1849-1921), «Клеопатра», подписано латинскими буквами справа внизу, холст, масло, 136х244 см., 560.000-745.000 зеленых бумажек.



Художника вообще-то звали Вильгельмом, о чем на латыни маслом по холсту и написано справа внизу. Подпись читается даже невооруженным глазом. Я в этом смысле и рад за усмановых-вексельбергов: им что Василий, что Вильгельм,- фиолетово,- конъюнктуру давай.
Это теперь инвестиции, типа отхватил за лимон, через два года продал за три лимона, и все тебе завидуют, какой ты крутой барыга, мол, купил в свое время картину В.Котарбинского неясного происхождения и наварил на нем два лимона чистоганом уже вполне ясных и хорошо пропечатанных баксов и даже как бы облагородил свое ньюворишество.



Хорошо хоть сотбисовский каталожик год смерти Вильгельма Котарбинского не перепутал. Вики и др.источники упорно его хоронят в 1922 г., но он умер именно 4 сентября 1921 г. в Киеве и похоронен на польском участке Байкова кладбища (на этом же кладбище похоронен сын М.Врубеля). Препоганная, кстати, статья в вики: Участвовал в работах В. Васнецова по украшению киевского собора Святого Владимира в Киеве... Как будто В.Васнецова с В.Котарбинским стравить хотели. Ничо так, что В.Котарбинский и сам по себе академик, да к тому же и один из любимых художников Николая II (об этом, чур, никому ни слова, стоит упомянуть этот факт, как сотбис повысит эстимейт картин В.Котарбинского: было 745.000 бакинских — моментально станет лимон).


Открытка. "Война". В.А.Котарбинский.

Появление второго имени Василий у Котарбинского, конечно, можно оправдать. Тяжело было поляку с именем Вильгельм в Киеве в 1914-ом году. В 1920 г. во время советско-польской войны старику и вовсе пришлось несладко. Проживал он в гостинице «Прага» на Б.Владимирской, несколько раз подвергался обыскам. Остался без средств к существованию. В.Котарбинского приютила семья Праховых, на руках вдовы профессора А.В.Прахова — Эмилии Львовны он и скончался 4.09.1921 г. Существовал портрет Э.Л.Праховой кисти В.Котарбинского, но уплыл на аукционе, даже репродукции не найти. Ее все писали, и рисовали, и И.Репин, и М.Врубель.


М.Врубель. Портрет Э.Л.Праховой.

Молва даже приписывала М.Врубелю ухаживания за ней. Но это смешно: мать троих детей, намного старше него. Как видим, она просто была из общества помощи бездомным художникам, всем давала приют.

Киев — магнит. Киев притягивает. Профессор А.В.Прахов приехал из Питера реставрировать Кирилловскую церковь в Дорогожичах, затем руководить художественными работами во Владимирском соборе. Да так и остался в Киеве с семьей жить, к тому же еще и стал перетаскивать сюда, загружая заказами, лучших русских художников: В.Васнецова, М.Нестерова, М.Врубеля, В.Котарбинского, братьев Сведомских... Так Вильгельм Котарбинский стал киевлянином, а мог бы и римлянином остаться.

Если бы в 1921 г. Э.В.Прахова сказала В.Котарбинскому: «Вильгельм, не отчаивайтесь, скоро вы станете долларовым мультимиллионером, ваши картины будут продаваться по баснословным ценам»,- он бы ей, конечно, не поверил. «Эмилия Львовна, - ответил бы он ей,- зачем мне все это? На тот свет с собой не унесешь. Висят где-то в музеях мои картины, и то ладно.» «Нет, Вильгельм,- не сдается Эмилия Львовна,- мне сегодня приснилось, что вашу картину «Играют в шахматы» сотбис в 2003-ем году будет продавать за 64.800 — не поверите — долларов, в 2007-ом сотбис оценит ваших «Отдыхающих на берегу» в 200.000 долларов, в 2004-ом ваша «Клеопатрa» на сотбисе будет котироваться в 120.000 — естественно — долларов, а в 2008-ом уйдет почти за миллион.» «Вы шутите, Эмилия Львовна»,- горестно вздохнул Вильгельм Александрович, макнув сухарик в чашку с чаем.

Вот и я думаю, как произведения попадают на сотбис? Про некоторые картины хоть какие-то легенды выдумывают. Вот В.Е.Маковский (1846-1920), картина «Толкучий рынок в Москве», эстимейт 1.870.000-2.800.000. Пишут: «Провенанс. Приобретена дедом настоящего владельца в Копенгагене около 1920. Далее по наследству.» Или — И.К.Айвазовский (1817-1900), картина «Среди волн». Пишут: «Провенанс. Приобретено дедом настоящего владельца в Санкт-Петербурге до 1920-х годов». Легенда про дедушек — это круто. Это коренным образом меняет дело. Все уже отмыто, заиграно, делайте ставки. К «Клеопатре» В.Котарбинского даже легенду про дедушку поленились приплести. Ну, посоветовались бы со мной, идиоты: «Перед смертью В.Котарбинский завещал картину «Клеопатра» киевскому аптекарю Абраму Розенфельду. Розенфельд оказался земляком и родственником по материнской линии известного большевика Г.Сокольникова, который тоже, как нельзя кстати, был до псевдонимизации Розенфельдом. Он-то и выдал мандат на вывоз «Клеопатры» заграницу. Выехав в 1922 г. в Копенгаген, аптекарь Розенфельд подарил «Клеопатру» дедушке Аллы Розенфельд, которая сейчас работает в сотбисе. С тех пор картина находилась в частной коллекции Розенфельдов.» Вот так надо легенды писать. Эх, вы чеховы, лейкины.
Tags: Сотбис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments