jnike_07 (jnike_07) wrote,
jnike_07
jnike_07

Category:

Изгнанный из России навечно

Был такой текст: Как точно определить дату смерти Искандер-Романова? О точной дате смерти вел.кн.Николая Константиновича Искандер-Романова (2.03. по ст.ст.1850 г., Спб. - 14.01. по ст.ст.1918 г., Ташкент). Было противоречие двух мнений: одно - старший прокурор-криминалист Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации старший советник юстиции Соловьев В.Н., рассмотрев материалы уголовного дела № 18/123666-93, возбужденного 19 августа 1993 г. http://www.nik2.ru/documents.htm?id=269 , пришел к выводу со ссылками на ташкентские газеты 1918 г., что Искандер-Романов скончался 14.01.1918 г. по ст.ст., т. е. 27.01.1918 г. по новому стилю (сканы такшентских газет в материалах дела и в журнальных статьях не приводились). Однако сын Искандер-Романова князь Александр Николаевич Искандер (1883, Ташкент - 1956, Грасс) в мемуарах "Небесный поход" прямо пишет: "Отец не дождался моего приезда и скончался 18 февраля этого года".

надгробие а.искандера в ницце
В вики http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EA%E0%ED%E4%E5%F0,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7 неправильно указан год рождения А.Н.Искандера: не 1887, а 1883 г.

Еще один романовских кровей сродственник принц Михаил Греческий, внучатый племянник Искандер-Романова, в книге "В семье не без урода", М., "Захаров", 2002, с.261 тоже пишет о дате похорон: "Был февраль 1918 года". Есть еще и рисунок художника, запечатлевшего Искандера-Романова в гробу с указанием даты рисунка 2.03.1918.



Далее начинаются казусы с переходом на григорианский календарь: после 31.01.1918 г. следовало 14.02.1918 г. Т.е., если художник указал дату по ст.ст., то это вообще 16.02.1918 г.

О чем писали ташкентские газеты в январе 1918 г. "Наша газета" - орган Ташсовета:





Газетa "Новый путь" от 16.01.1918 г. по ст.ст., орган Туркестанского крайсовета:





Некролог интересный:
"Н.К.Романов. В ночь на 14 января в г.Ташкенте скончался бывший великий князь, гражданин Николай Константинович Романов. Покойный, будучи великим князем, находился в опале у своих родственников - самодержавных царей и выслан ими на безвыездное жительство в Ташкент. За многолетнее жительство Н.К.Романова в Ташкенте им сделано немало добрых дел, имеющих общественное и даже общегосударственное значение. Тело покойного вчера в 5 часов вечера вынесено в военный собор. Погребение состоится сегодня."

На этот некролог ссылался журнал "Наше наследие": Великий князь Николай Константинович умер в Ташкенте в январе 1918 г. от воспаления легких. Он отнюдь не был расстрелян большевиками, как об этом принято писать. Напротив, в некрологах ташкентских газет (Новый путь. 1918. 13 янв.; Свободный Туркестан. 1918. 16 янв.; подписано А. Новицким) отмечались большие заслуги «бывшего великого князя» в деле благоустройства и городского строительства. После ряда кочующих из издание в издание перепечаток неправильно указана дата выхода газеты "Новый путь": не 13, а 16.01.1918 г. по ст.ст., т.е. некролог не мог появиться раньше смерти.

Сразу же возникает вопрос о месте захоронения. "Новый путь" пишет о том, что тело Искандер-Романова выло вынесено в военный собор для прощания. А "Наша газета" утверждает, что Искандер-Романов был предан земле у ограды военного собора. "Новый путь" (18.01.1918 г. по ст.ст.): "О смерти великого князя Николая Константиновича Романова (1850 г.р.), умер в ночь с 13 на 14 января 1918 г. от воспаления легких на даче под Ташкентом и похоронен 16 января 1918 г. в Ташкенте, в сквере рядом с военным Георгиевским собором". (ГАГТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 44. Л. 2.)

Это два разных собора и две разных логики погребения. С налетом официоза монументальный военный Спасо-Преображенский собор, в котором были захоронены устроитель Туркестанского края генерал-губернатор К.П.Кауфман (1818-1882), туркестанский генерал-губернатор Н.А.Иванов (1842-1904) и первый настоятель собора протоиерей-орденоносец А.Е,Малов (1815-1899) и маленькая Иосифо-Георгиевская церковь перед дворцом Искандер-Романова. Если бы новая советская власть дала бы разрешение на захоронение Искандер-Романова в Спасо-Преображенском соборе, то, таким образом, санкционировалось бы его посмертное примерение со своими гонителями, чиновниками, осуществлявшими надзор за высокородным вечноссыльным, и его заслугам и инициативам в деле благоустройства края был бы придан статус официального происхождения, чему при жизни резко противился умерший. В то же время заметка в газете "Новый путь" от 18.01.1918 г. по ст.ст.дезориентирует читатателя: "в сквере рядом с военным Георгиевским собором".

военный собор

После возведения военного Спасо-Преображенского собора (освящен 11.07.1888 г., был рассчитан на 1600 прихожан) маленькую Иосифо-Георгиевскую церковь (освящена 22.12.1868 г.) у дворца Искандер-Романова уже никто не называл военной. В сквере рядом с Иосифо-Георгиевской церковью - это правильный ориентир, это соответствовало бы пожеланию родственников.

иосифо-георгиевская церковь

Что происходило дальше? Как утрачивалось могила? В 1930 г. и Спасо-Преображенский собор, и Иосифо-Георгиевская церковь были закрыты, советская власть начала искоренять "опиум для народа". Спасо-Преображенский собор начали разбирать на стройматериалы, но дело оказалось кропотливым, затем попросту стали взрывать, пока не превратили в клумбу на местной Красной площади, уничтожив могилы К.П.Кауфмана, Н.А.Ивановa и А.Е.Малова. А Иосифо-Георгиевскую церковь потихоньку стали перестраивать, превратив в кукольный театр и пельменную, просуществовавшие до времен независимости Республики Узбекистан.


Слева внизу Иосифо-Георгиевская церковь, превращенная в кукольный театр и пельменную, рядом сквер с геометрическим центром.

Удивительным обазом место, которое в газете "Новый путь" в 1918 г. называлось "сквер перед церковью", все годы советской власти свято охранялось и имело благоустроенный вид, находясь под неусыпным оком соседствовавшего КГБ УзССР. А ведь центр города? Могли бы и какой-нибудь горком соорудить... На всякий случай сохраняли. Что власть рано или поздно поменяется, в уме держали, а вот в какую сторону ветер подует, это однозначно не вырисовывалось.

В итоге. Большинство аргументов в пользу даты смерти - 14.01.1918 г. по ст.ст. И два вопроса без ответа: 1. где точное место захоронение? 2. перезахоронение. Потому что на данный момент сохраняется статус вечного пожизненно-посмертного всережимного изгнанника.
Tags: Искандер-Романовы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments