jnike_07 (jnike_07) wrote,
jnike_07
jnike_07

Categories:

Бейли меняет кожу ясенским-7

(Продолжение. Начало:
Бейли меняет кожу ясенским
Бейли меняет кожу ясенским-2
Бейли меняет кожу ясенским-3
Бейли меняет кожу ясенским-4
Бейли меняет кожу ясенским-5
Бейли меняет кожу ясенским-6
)



Еще несколько любопытных проговорок из романа Б.Ясенского "Человек меняет кожу". Почему мне этот тип интересен, не взирая на его среднего качества графоманию? Редко попадаются конкретные лица, участвовавшие в национальном размежевании Средней Азии. А тут еще полуполяк, расстрелянный в 1938 г. за шпионаж; тесно связанный со свердловско-ягодинским крылом в НКВД и союзе писателей; свежий кадр в СССР с незамыленным взгядом на реалии; далекий от этнотемы советской Средней Азии, но хуцпистый, бравший ее нахрапом. И сам роман проскочил до начала царствования уполномоченной цензуры и редактуры.

Вот, не успел приехать на таджикское строительство американский инженер Кларк, как сразу знакомится с няшкой-таджиком-инженером Уртабаевым, о котором много было сказано выше. И Уртабаев моментально ставит на место американца с его толерантностью (с.42):

- Я знаю по опыту других ваших строительств, что русские умеют выполнять невыполнимое,- сказал галантно Кларк.

- Здесь не Россия, а Таджикистан, и строят не русские, а таджики. Русские только помогают таджикам.


Ну, истинная правда. В 1930 г. Ясенский описал местный вариант национал-уклонизма. Гнусное порождение троцкизма-ленинизма. Эти же разговоры велись при потомках местных троцкистов с приходом к власти Горбачева, когда число русскоязычных - 700 000 - свели к 50 000 рабов. Эту цифру вынужден был признать в свое время российский посол в Таджикистане Р.Абдулатипов, долго он там не просидел за свою любовь к правде. Быстренько его тоже попросили таджики выйти вон, кстати говоря. Кто-то из русскоязычных унес ноги, но многие погибли . Спасибо тебе, Уртабаев. Спасибо тебе, Ясенский.

Буквально в этой же речи Уртабаев говорит:

Опыты, проведенные агрономом Артемовым, доказали, что в этой полосе прекрасно можетт произрастать египетский хлопок.

Но почему-то не добавляет: не русские сажают хлопок, а таджики, русские только помогают таджикам. Типа: агроном Артемов только помог таджикам начать культивировать египетский хлопок. Как до этого русские помогали таджикам строить канал.

Здесь даже нет ответа на вопрос: а почему же таджики раньше не построили свое этногосударство? почему до русских не оросили долины? Бухарский эмир мешал? До 1917 г. границ фактически не было, живи, в каком твоей душе угодно государстве. Хочешь - в Российской империи, в ее Туркестанском генерал-губернаторстве, хочешь - в Бухарском эмирате, хочешь - в Афганистане, можно было двинуть в китайский Восточный Туркестан, экстремалы могли попробовать прижиться в Хивинском ханстве, да и лингвистически и этнически близкая Персия не закрывала своих границ. Во всех этих странах, за исключением Российской империи, не было этноцентризма. Этноцентризм в регионе внедрили троцкисты-ленинисты, коминтерновцы типа Ясенского и большевики масонского окраса из Туркбюро, Средазбюро и тому подобных контор - Кагановичи и прочие Рудзутаки - в запале борьбы с русским великодержавным шовинизмом. Русский великодержавный шовинизм в их жаргоне тождественен русскому патриотизму, державности, государственничеству. Для того чтобы добить державность, нужно было насадить массу местечковых национализмов. Что с энтузиазмом и насаждали по ленинским калькам. Вот Бейли-то хохотал. Зачем ему надо было бегать с ружбайкой по пустыням, когда вполне хватило скупить на корню этих большевистских идиотов, вооружив их английскими методичками националистического строительства.




Уртабаев кормит американца Кларка сказками, эти же сказки перекочевали в местные школьные учебники (с.43): по преданиям, во времена Александра Македонского вся эта долина была орошена и густо населена. Да-да, только таджиков никаких тут не было в те времена. В настоящее время из двухсот тысяч га долины туземная оросительная сеть охватывает не больше шестнадцати процентов. Вся остальная долина с течением столетий превратилась в выженную солнцем безводную пустыню. Запутались коммунисты. Сначала они говорили, что Таджикистан перескочил из феодализма в социализм, минуя капитализм. Сейчас власть поменялась на этноцентрическую, и таджики инертно скатились в байский феодализм взад-обратно. Никакие социализмы-капитализмы здесь не приживаются, здесь вечно будет править бал местный хозяйственный уклад. Были в рабах у бая, затем оказались в рабах у какого-нибудь местного секретаря райкома, теперь опять будут в рабах у новоявленных баев. Был Бухарский эмират тысячу лет, так ему здесь и бывать еще тысячу лет.

Ярый таджикский национализм проповедует няшка Уртабаев, совращая жену парторга Синицына:

- Разведитесь со своим мужем...

- Это я тоже слыхала. Могу сказать дальше наизусть: будьте моей женой; оставайтесь навсегда в Таджикистане; судьбы мира будут решаться на Востоке; Таджикистан - это окно в Индию; будем сидеть вместе у этого окошка...

- Это уже не я говорю, это вы.

- Насчет окошка? Да, правда, вы не признаете уменьшенных масштабов. У вас все увеличено. Не окошко, а обязательно ворота. Знаете, по-русски есть пословица: уставился, как баран на новые ворота. Меня это занятие не устраивает. Я никогда не смотрю на чужие ворота, а просто отворяю их и вхожу.

- Почему же чужие? Разве Индия - чужие ворота? В Индии живет миллион таджиков...

- Знаю, знаю, а в Афганистане четыре.

- Разве вы не верите, что мы скоро войдем в эти ворота?

- Долго ждать. Входите уж как-нибдь без меня.




Чистейший воды троцкист-национал-уклонист. Проповедует экспорт революции. Интересно, что об этом думают в современной Индии? Заодно герои Ясенского выбалтывают таинства советского нацстроительства. Откуда понагнали этих таджиков при образовании Таджикской ССР? Они ведь сотни лет жили в Бухаре и Самарканде, которые включили в Узбекскую ССР. А так и понагнали. В том числе и из Афганистана. Басмач Ходжияров, еще один герой Ясенского, он и есть афганский ишан, замаскировавшийся таджиком.

На производственном совещании Уртабаев продолжает проповеди местечкового национализма. Напомню, что он - бывший талиб из Бухарского медресе (с.54):

- Русский рабочий не хочет жить в глинянках. Все требуют палаток.

- Пока палаток нет, будут жить и в шалаше. Кусок тени человеку нужен, а вы их на жару печете. А националов рабочих мало вам сюда послали?

- С такой рабочей силой арык можно построить, а не канал. И те не выдержали.

- Не выдержали,- бросил с места Уртабаев. - Я знаю, как не выдержали. Прислали вам таджиков-комсомольцев, а вы их к ишакам приставили и воду таскать велели.

- Значит, ничего другого делать не умеют. Вода тоже нужна. Дали им легкую работу, и от этой сбежали.

- Воду таскать поставьте своих российских кулаков, а комсомольцев прислали затем, чтобы они здесь чему-нибудь научились. Если думаете новую оросительную сеть без таджиков построить, то столько сделаете, сколько до сих пор.

- Ты, Уртабаев, своего национализма здесь не разводи,- перебил Еремин. - У нас строительство, а не школа.

- Кто из нас националист,- это еще вопрос. Строите в Таджикистане, а местных рабочих на строительстве семьдесят восемь человек! Рассказать в Москве - не поверят.

- А я что, не выписывал рабочих из всех районов? Во все рики разослал сотню тысяч рублей на вербовку. Деньги истратили, а рабочих не прислали.


Про националов рабочих Ясенский описывает так. Американский инженер Кларк (с.68): Проснулся от звука заунывной причудливой музыки гортанных флейт, рассекаемой на такты размеренными ударами бубна... Впереди кавалькады, вслед за всадниками с плакатом, шли четыре музыканта. Музыканты дули в длинные тоненькие зурны, и зурны звенели носовой картавой трелью. Крайний размеренно ударял в бубен, глухой и утробный, как глиняный сосуд.

Это писал явно Ясенский. Лично. Персонально. Индивидуально. Потому что был не в теме еще, а консультанты из местных не объяснили, что это за флейта такая гудит. На самом деле это карнай, из БСЭ: Карнай, духовой музыкальный инструмент: труба из латуни с прямым, реже с коленчатым стволом и большим колоколообразным раструбом. Общая длина 3 м. Звук мощный, низкий. Звукоряд натуральный. В прошлом К. был распространён в Средней Азии и Иране как военный (сигнальный) инструмент; применялся также во время парадных выездов ханов и военачальников; входил в ансамбли бродячих музыкантов. К. бытует в Таджикистане и Узбекистане в качестве церемониального инструмента на парадах, демонстрациях, массовых гуляньях. Встречается также в ряде стран зарубежного Востока. Музыкант на ишаке с флейтой на самом деле играл на сурнае. Бубен - дойра. Не объяснили Ясенскому. В Польше таких музыкальных инструментов не было. Это писал Ясенский, и эта ошибка простительна, т.к. он еще не освоил местный колорит. Но вот дальше роман у него разваливается, конкретных главных героев нет, сквозной любовной интриги нет, и он склеивает повествование некими вставками, которые называет паузами. Пауза вторая, например: о похищенной земле. С.92: - Говорит, силь смыл не у отца, а у муллы. Землю смыл. Два сера. Мулла ночью пришел с людьми, когда отец спал, землю его украл и перевез к себе. У муллы земли много, три амбана, а у отца только и было, что два сера. Всю забрал. А это кто писал? Ясенский не знал про дойру и карнай-сурнай, а тут вдруг в курсе мер высева у горцев Бадахшана. А все очень просто: это литбригада поработала. Это, скорее всего, и писал Андрей Станишевский. Текст Ясенского надо было вытягивать, чтобы сделать вставки про Бейли, вступить с ним в литературную перестрелку.

Ладно, карнаи-сурнаи едут, инженеры просыпаются. Инженер-вредитель Немировский кричит с террасы, обясняя причину базар-вокзала:

- Это колхозники. Приходили на хошар в совхоз. Вчера кончили и возвращаются в домой.

Следует объяснение местному слову хошар: буксир. Но хошар - это никакой не буксир, это субботник. Метод строительства всем миром, известный и в России. Это тоже писал Ясенский. Что видел, то и писал. А консультанты не смогли перевести слово хошар. А.Станишевский в этом время писал куски про серы и амбаны.



Жена Немировского реагирует на местное веселье не коминтерновски:

- Никогда не дадут выспаться, идиоты, со своими свистульками.

Эту фразу тоже Ясенский писал (с.81): Еремин сидел за столом и стаканом пил коньяк. Идиоматическое выражение: пил коньяк стаканами. Ясенский услышал, перевел в уме на польский для усвоения, затем с польского перевел на русский для вставки в роман. Получился стилистический огрех. А А.Станишевский это дело просмотрел.

Об азиатском способе хозяйствования. Начальник строительства Еремин ругается с инженером-вредителем Немировским (с.83): У вас ремонтируются только те механизмы, которых тот или иной прораб договорится за выпивкой с тем или иным из ваших мастеров. Трактор, испортившийся позавчера на первом участке, починили в двадцать четыре часа за две бутылки водки. Другие трактора стоят неделями.
- Это недоделки, неизбежные во всех азиатских строительствах. Если б я стал увольнять за это рабочих, у нас в скором времени никого бы не осталось.


Но начальник Еремин продолжает подводить Немировского под статью о вредительстве: - Я знаю случаи, когда вы увольняли рабочих, но как раз самых активных. Вы искусно подобрали в механизацию всю татуированную шпану, патентованных рвачей и лодырей со всего Союза. Несмотря на все ваши усилия, даже среди этого элемента нашлись честные рабочие, болеющие за строительство. У вас стихийно возникли ударные бригады (на самом деле керенщина какая-то: на западном фронте вовсю воевали танки и самолеты, а Керенский ковал ударные батальоны из георгиевских кавалеров и бочкаревок для затыкания дыр на восточном фронте) и возгорелось соревнование. Вы поторопились уволить застрельщиков под разными благовидными предлогами и повысили ставки, чтобы отбить у рабочих охоту к соревнованию. Вы постарались насмешливым отошением, издевками и остротами остудить пыл ударников. Вы смеете говорить о качестве рабочей силы, а два месяца тому назад, когда вам прислали двести механиков-партийцев из демобилизованных красноармейцев,- вместо того чтобы обновить свой рабочий состав, вы отклонили их всех, всех до одного, под предлогом слабой квалификации.

У Немировского есть аргументы:

- Мне кажется, как начальник механизации, я имею право и данные оценивать квалификацию моих рабочих. Машины чинят не языком, а руками. Механизации нужны квалифицированные рабочие, а не квалифицированные агитаторы.

Наконец Немировский добивает начальника Еремина, который спит с его женой:

- Вы отняли у меня жену, а теперь решили освободиться от меня.

Ясенский пишет, что Немировский использует свою жену, подкладывая ее под нужных людей. Она у него просто секс-машина какая-то, без устали и выходных. Судя по каким-то дурацким придиркам Еремина, Немировский все-таки прав: начальник подводит его под вредительство, чтобы убрать со строительства.

Tags: А.Станишевский, Б.Ясенский, Ф.Бейли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments