Ее острота в глобальности затрагиваемых проблем. Что в 2001 году они перед нами стояли, что в 2009 году также пристально смотрят нам в глаза. И как ни странно - они родом из 1917-го. А если уж вообще синоптически анализировать ситуацию, то и Александр Македонский, наверное, столкнулся с подобным, создав огромную империю.
Как объясниться? Попробую в утрированной форме. История отнюдь нередко рождала талантливых полководцев, собиравших под знамена своих фаланг, орд, полков, кавбригад и мотомехчастей в периоды солнечной активности пассионариев. Все было прекрасно, пока города падали к их ногам, но как только на повестку дня выползал вопрос всеимперской хозяйственной деятельности, начальник транспортного цеха начинал диктовать свои условия командиру гарнизона. Империя жила, пока транспортные артерии питали ее кровотоком. Чем грандиознее захваченная территория, тем сложнее было питать директивами периферию, тем быстрее происходило омертвение изолированных маргиналий и их последующее почкование.
Нам ближе история Российской империи. Стоило разбалансировать деятельность железной дороги, как в империи создалась революционная ситуация. В гражданской войне победил хозяин железной дороги. Бронепоезд стоил дивизии. Как только белочехи оседлали сибирскую магистраль, встал вопрос о сибирской автономии. Оренбургская пробка, когда Дутов перерезал ташкентскую дорогу, чуть не сделала Туркестан автономным.
Через 20 лет этого недопонял Гитлер. Летом фашисты еще воевать могли, а зимой все их силы уходили на охрану железных дорог. В немецкий язык прочно вошло слово "партизан", в русский - "блокада", "дорога жизни", "большая земля".
В 1991 году смешные административно-территориальные границы, став госдурственными, в первую очередь, заставили плакать русских. Чтобы проехать из России в Россию нужно получить литовскую визу (Калининградская пробка), испытать издевательства казахских таможенников (Транссиб), полюбоваться на жовто-блакитных погранцов (какой-то адлеровский поезд раньше ходил через Украину). Точку в обрушении империи поставили суверенные МПС. Они поделили ранее неделимое. Среднеазиатская железная дорога - это теперь МПС Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии со всеми вытекающими последствиями.
Вечно пьяному Ельцину подсказали значение транспорта, и он назначил начальником Аэрофлота своего зятя Окулова. Но этот жадный человек так взвинтил цены на билеты, что русские перестали летать. Вековая мечта русского человека о крыльях разбилась о жадность царедворцев. Потом появился еще какой-то член семьи от итальянского слова мафия Аксененко. А как еще доить быдляк? Ах, вы летать перестали? Теперь мы вам взвинтим цены на электрички и поезда. Совпало с приходом Путина. У него появился свой человек на железной дороге - Якунин. У феодалов помельче и сокольничии пожиже: у Лужкова - Метрогаев. Жадность аналогичная.
Но не это возмущает в облике железнодорожно-сокольничих-постельничих,
И тут наши интересы перестают совпадать с реакцией чинобратии. Они начинают изображать из себя глухонемых. Совсем как на самаркандском базаре: моя твоя не понимай. Вертикаль власти настолько жесткая, что своим наконечником проколов шарик, она утыкается в анус какого-то ответственного начальника в вашингтонском обкоме.